Были озвучены рекомендации по представлению информации об адресах сайтов и аккаунтов муниципальных служащих.
Так, статья 15.1. Представление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(введена Федеральным законом от 30.06.2016 N 224-ФЗ).
1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, - при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на муниципальную службу;
2) муниципальный служащий - ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей муниципального служащего.
2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, при поступлении на муниципальную службу, а муниципальными служащими - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им муниципальные служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности муниципальной службы и муниципальными служащими в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Сообщение муниципальными служащими сведений об аккаунтах в Интернете
В Федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О муниципальной службе в Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми государственные и муниципальные служащие обязаны сообщать (уведомлять) работодателю сведения о своих зарегистрированных в Интернете аккаунтах.
Какие сведения необходимо представлять
В соответствии с законодательством (ст. 20.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 15.1 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") гражданский (муниципальный) служащий обязан сообщать сведения о всех адресах сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет, на которых он размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать (в соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен).
Таким образом, под действие закона подпадает информация о созданных муниципальными служащими страницах на сайтах знакомств, форумах, блогах, досках объявлений, социальных сетях (Одноклассники, Вконтакте, Фэйсбук, Инстаграм, Твиттер., Вибер, Телеграмм и др.), об аккаунтах (каналах) в Youtubу.com, Google, а также об иных страницах, позволяющих идентифицировать их содержание с личностью госслужащего.
Не подлежит сообщению работодателю информация о размещении соответствующих сведений на официальных сайтах гос. органов в связи с исполнением муниципальными служащими профессиональной деятельности.
Пример из практики. Первоначально может сложиться впечатление, что сообщать необходимо только об аккаунтах в соцсетях, зарегистрированных на настоящее имя и фамилию служащего. Однако детальный анализ закона показывает, что разглашению подлежат сведения о всех аккаунтах, созданных муниципальными служащими.
Например, зарегистрировался служащий Петров А.В. на сайте "Одноклассники" под псевдонимом "Ваня Ванькин" и думает, что раз он указал чужие данные, значит у него нет обязанности сообщать о данном аккаунте работодателю. Однако фактически по закону необходимо указывать информацию о всех аккаунтах в сети, зарегистрированных служащим. Следует учесть, что при проведении проверки правоохранительными органами не составит большого труда вычислить через Интернет-оператора по IP регистрировал ли служащий определенный аккаунт.
Кто из муниципальных служащих обязан представлять сведения
В соответствии с действующим законодательством сведения об участии на просторах Интернета обязаны представлять непосредственно сами муниципальные служащие, а также граждане, претендующие на замещение должности гражданской службы.
Таким образом, вне зависимости от категории и группы муниципальной службы любой служащий обязан представлять соответствующую информацию работодателю.
Порядок представления информации
Сведения об участии муниципального служащего в социальных сетях, форумах и т.д. представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2867-р.
Сведения об аккаунтах в сети (в отличие от сведений о доходах) не будут опубликовываться на сайтах муниципальных образований, то есть не будут предаваться широкой огласке.
Срок представления сведений
Сведения о муниципальных служащих, размещенные в сети, необходимо представлять в срок, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. То есть сведения об информации за 2023 год чиновник должен будет сообщить работодателю до 1 апреля 2024 года.
Претенденты на замещение должностей муниципальной службы представляют соответствующие сведения в организацию при поступлении на службу. При этом кандидату в госслужащие необходимо сообщить об участии в сети за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу.
Ответственность за непредоставление сведений в Интернете
Одновременно с обязанностью представления сведений об участии в сети в законы о государственной и муниципальной службе внесены изменения в части ответственности за непредоставление соответствующей информации.
Так, непредставление муниципальным служащим соответствующих сведений отнесено к ограничениям по муниципальной службе и является основанием для увольнения работника, а при непредставлении сведений претендентом в муниципальные служащие – основанием для отказа принятии на службу.